Кукла Носов краткое содержание

Кукла Носов краткое содержание рассказа

куклаРассказ «Кукла» был создан советским писателем Евгением Ивановичем Носовым в 1959 году. Главным персонажем произведения становится немолодой мужчина, перенесший множество испытаний во время Великой Отечественной войны. Он не в силах смириться с безразличием и жестокостью окружающих людей, и старику больно наблюдать за тем, как лишенные сострадания дети изуродовали игрушку.

Рассказчик, носящий отчество Иваныч и излагающий соответствующую историю, приезжает в те края, где он ранее с удовольствием ловил рыбу. На протяжении нескольких лет ему не приходилось бывать в этих местах, а по прибытии мужчина замечает, что река полностью обмелела, и здесь уже не водится никакой рыбы. Иваныч намеревается обязательно увидеть давнего приятеля Акимыча, вместе с которым он сражался на фронте, освобождая от немецко-фашистских захватчиков населенные пункты Белоруссии и Польши.

В ходе одного из боев Акимыч был серьезно ранен, и в результате контузии он по-прежнему оказывался не в состоянии разговаривать в моменты сильного волнения. Рассказчик встречает старинного товарища неподалеку от местной школы, старик торопливо движется в неизвестном направлении, неся на плече лопату.

Иваныч видит, что приятель побледнел и выглядит крайне расстроенным. К тому же рассказчику сначала кажется, что Акимыч даже не узнает друга. Мужчина понимает, что однополчанин чрезвычайно взволнован и не владеет в эти минуты речью. С помощью знаков Акимыч объясняет Иванычу, что он в настоящее время служит в школе в качестве садовника и сторожа.

Внезапно товарищ показывает рассказчику лежащую в кювете крупноразмерную куклу. Игрушка обладает симпатичным лицом, и на ее губах все еще сохраняется улыбка. Но светлые волосы куклы в нескольких местах выжжены, на месте носа остается дыра, сделанная сигаретой, а глаза оказываются выдавленными. При этом с игрушки сорван ее наряд и спущено нижнее белье, а прикрываемая этим предметом одежды часть тела также покрыта следами от прикосновения огня.

Потрясенный Иваныч не знает, как реагировать на подобное зрелище. Однако к Акимычу все же возвращается способность говорить, и старик с глубоким возмущением сообщает другу, что уже далеко не первую куклу он находит в столь чудовищном состоянии. Школьный сторож не скрывает от друга, что при виде такого безжалостного издевательства над ни в чем не повинной игрушкой он испытывает настоящую сердечную боль. Сам Акимыч полагает, что его восприятие насилия связано с периодом войны, когда этому человеку многократно доводилось видеть невыносимые мучения и страдания людей, подвергающихся жесточайшим истязаниям.

По словам Акимыча, он прекрасно понимает, что перед ним находится кукла, не ощущавшая никакой боли, когда с нею обходились столь беспощадно. Но в то же время сторож замечает, что игрушка внешне фактически не отличается от живого ребенка, некоторые из кукол умеют даже плакать, как люди, и Акимыч не в силах созерцать подобие человека, которое изувечили и равнодушно выбросили близ дороги.

Немолодой мужчина охвачен гневом из-за того, что мимо искалеченных игрушек спокойно проходят влюбленные пары или матери с колясками, при этом никто не обращает внимания на истерзанных кукол, даже работники школы. Акимыч с возмущением спрашивает, как педагог может научить подопечных быть добрыми и ценить красоту окружающего мира, если его собственная душа остается глухой и слепой к тому, что происходит рядом.

Выразив свою душевную боль и ярость, сторож молча роет для куклы могилу, кладет на дно ямы немного сена и бережно укладывает внутрь пострадавшую игрушку, поправив на ней наряд и прикрыв сверху травой. Но затем Акимыч с горечью замечает, что все закопать невозможно. Рассказчик понимает, что приятель имеет в виду других кукол, над которыми точно так же издеваются жестокие дети.

 

Из истории становится ясно, что ребята, ради развлечения искалечившие пластмассовое создание, в дальнейшем могут поступать подобным образом и с живыми людьми. Произведение заставляет читателей вспомнить о существовании важнейших общечеловеческих ценностей, таких, как милосердие, сочувствие, неравнодушие к чужим страданиям.

читайте также:
Пленный рыцарь Лермонтов анализ
Человек в футляре краткое содержание