Попрыгунья Чехов краткое содержание

Попрыгунья Чехов краткое содержание рассказа

попрыгуньяРассказ «Попрыгунья» был написан Антоном Чеховым в 1891 году. В произведении, на примере главной героини, автор размышляет о морали и нравственности, о смысле и ценности жизни человека того времени.
Основные события произведения разворачиваются в конце девятнадцатого века в небольшом российском городке и на даче расположенной неподалеку от города Кинешма.
Главные действующие лица рассказа «Попрыгунья»:
Ольга Ивановна – жена доктора Дымова, двадцати двух лет от роду и считающая себя особой творческой.
Осип Степаныч Дымов – доктор не обделенный талантом, супруг Ольги Ивановны, ему исполнилось тридцать один год.
Рябовский – молодой художник двадцати пяти лет, работающий в различных жанрах изобразительного искусства.
Коростелев – тоже врач, коллега и товарищ Дымова.

Супруги Дымовы познакомились друг с другом в доме отца Ольги. Отец Ольги, тоже врач, работал в одной больнице с Осипом. Когда старик заболел, Дымов целыми сутками напролет сидел у постели больного, проявляя искреннюю заботу о здоровье пожилого человека.Не смотря на титанические усилия молодого врача, спасти отца Ольги не удалось, старик умер. Спустя некоторое время Осип делает Ольге предложение о замужестве. Девушка соглашается и они играют свадьбу. На свадьбу молодой пары были приглашены в основном друзья и знакомые Ольги Ивановны.

Друзьями и добрыми знакомыми молодой женщины были люди творческих профессий: художники, скульпторы, артисты, музыканты. Супруг же Ольги Ивановны совершенно не разбирался в искусстве, и всю жизнь занимался изучением естественных наук и медицины.

Каждую неделю молодая жена Осипа устраивала в доме так называемые «художественные» вечеринки, где каждый из членов богемы старался продемонстрировать приглашенным свой талант. Сам же доктор весь вечер занимался приготовлением угощения для друзей жены. Выходил он к гостям лишь раз, да и в основном только для того чтобы пригласить всех в столовую что-нибудь перекусить. Понимая тот факт, что муж на фоне ее многочисленных друзей и знакомых выглядит «белой вороной», Ольга рассказывала им о том при каких обстоятельствах они познакомились и как муж самоотверженно и искренне старался вылечить ее отца.
Выйдя замуж, Ольга не отказалась от своего привычного образа жизни.

По утрам играла на рояле или рисовала этюды, потом ездила к портнихе за очередным новым нарядом, после чего посещала кого-нибудь из своих друзей, ходила вместе с ними на выставки или выступления знакомых артистов и музыкантов.

Конечно подобные мероприятия требовали немалых расходов. Чтобы как то свести концы с концами начинающему врачу приходилось много работать. С девяти утра и до полудня Осип Степаныч принимал больных в своем кабинете, а после обеда ехал в другую больницу для вскрытия умерших, работая в морге до позднего вечера.

Ольга с огромным нетерпением ждала прихода весны. Дело в том , что она договорилась с друзьями поехать на загороднюю дачу, что бы проводить время в прогулках, рыбалке, слушать пение соловьев и устраивать общие маленькие праздники.

Спустя две недели после отъезда супруги, Дымов приезжает на дачу, прихватив с собой разных угощений и предвкушающий долгожданную встречу с любимой женщиной. Но войдя в дом он видит там трех незнакомых мужчин. Некоторое время спустя появляется супруга Осипа, и тут же обращается к нему с просьбой вернуться обратно в город и привезти ей платье, цветы и перчатки. Она говорит мужу о том, что приглашена к местному телеграфисту на свадьбу и ей совершенно нечего одеть на торжество. Осип просит ее подождать до утра, но Ольга настаивает на немедленном отъезде, иначе она не успеет привести себя в порядок к началу праздника. Уже изрядно уставший супруг уезжает, а еду привезенную им для ужина с женой, съедают трое мужчин.

Позже, отправившись на теплоходе по Волге с друзьями, среди которых присутствует художник Рябовский, продавший свою картину за 500 рублей, что было равным годовому заработку ее супруга. Ольга впечатленная проплывающим перед ее взором изумительных по своей красоте пейзажей, страстно желает добиться громкой славы в искусстве и чтобы рядом с ней всегда находился достойный мужчина. Ей стало казаться, что таким мужчиной может стать выдающийся и талантливый художник Рябовский.

Молодой художник легко преодолел легкие угрызения совести Ольги Ивановны, а на вопрос — «А Дымов?», равнодушно ответил, — «Какое мне дело до Дымова». Ольга решив для себя, что простому и обыкновенному Дымову будет достаточно и того что он имеет, легко пошла на супружескую измену.

Летний сезон, проходящий в праздности и веселье, подходил к концу. Приближался сентябрь. Все это время Дымов, не смотря на небольшие доходы, покорно высылал деньги свой жене, которые та постоянно просила в своих письмах. Рябовский стал откровенно скучать и впал в хандру. Ольга поняла, что стала надоедать художнику и предложила на время расстаться и вскоре уехала не дождавшись конца сезона.
Вернувшись домой, она хотела признаться мужу в супружеской измене, но глядя на так искренне обрадовавшегося ее приезду Дымова, тут же передумала.

Но отношения супруги и Рябовского вскоре перестали быть тайной для Осипа. Он не стал укорять и обвинять жену в ее поступке, но с этого момента старался как можно меньше проводить время с женой наедине. На обеды постоянно приглашал своего коллегу, застенчивого молодого врача Коростелева, который к тому же умел играть на рояле. Дымов всегда просил товарища сыграть что-нибудь печальное.

Тем временем связь Ольги с Рябовским продолжалась, но приняла уже откровенно вялотекущий характер. Уязвленное самолюбие Ольги не позволяло ей расстаться с художником и старалась всеми способами удержать его возле себя. Жалуясь на мужа она говорила, — «Этот человек гнетет меня своим великодушием!» Но поверхностные отношения между любовниками не могли продолжаться вечно. Однажды придя в мастерскую Рябовского, Ольга заметила прячущуюся в глубине помещения женщину. Не став выяснять отношения, Ольга просто ушла не попрощавшись. Придя домой, она тут же села писать прощальное письмо своему любовнику.

Дымов тем временем защитил диссертацию и ждал повышения по службе. Но хроническая усталость от напряженной и продолжительной работы дала о себе знать. И однажды пытаясь излечить мальчика от дифтерии, молодой врач заразился сам. И тогда, опасаясь за здоровье супруги, запретил ей заходить в его комнату.

Коллеги по работе стали поочередно дежурить у постели больного, изо всех сил пытаясь помочь в излечении больного. Но все было тщетно, болезнь прогрессировала, стало ясно что больному осталось жить совсем недолго.

Через несколько дней Коростелёв пришёл к Ольге Ивановне сообщил, что её муж умирает и что лечение не принесло положительных результатов. Всегда спокойный и застенчивый Коростелёв, заламывая руки, рыдающим голосом говорил о своем товарище каким необыкновенным человеком он был. Говорил о Дымове как о падающем надежды перспективном ученом, которых сейчас практически уже нигде не найти. Говорил о том каким добрым, чистым и любящим он был. Работая как вол, днями и ночами, совершенно не щадил себя. Чтобы обеспечить прихоти своей жены, вместо профессуры искал себе практику, и даже вместо отдыха, по ночам занимался переводами. Сказав это, Коростелёв подошел к кровати и с озлоблением рванул простыню, на которой сидела Ольга.

И тут Ольга словно прозрела. Она, вдруг, поняла каким необыкновенным человеком был ее супруг. Она ощутила всей своей сущностью собственную вину перед мужем. Что именно ее праздная жизнь, ее пустые прихоти и пустые мечты довели ситуацию до трагического исхода. Ей казалось что вся она вымазалась в чем-то грязном и липком, и что душа ее теперь никогда не найдет покоя.

Ольга подошла к кровати мужа с желанием хоть как то оправдать свое поведение. Сказать ему о том, что ее связь с Рябовским была огромной ошибкой, что все еще можно вернуть, что их будущая совместная жизнь может быть прекрасной и счастливой, что она будет всю оставшуюся жизнь благоговеть перед ним. Но Дымов ничего не ответил. Он лежал в постели совершенно неподвижно с лицом которое уже настигла смерть и полуоткрытыми глазами…

Само название рассказа «Попрыгунья» ассоциируется у читателя с известной басней Крылова «Попрыгунья-стрекоза», в которой, как известно, главная героиня проводит свою жизнь в праздности и бесконечном веселье, совершенно не думая о будущем, что в конце концов и приводит ее к печальному финалу.

читайте также:
Петр Первый Толстой краткое содержание
По ком звонит колокол Хемингуэй краткое содержание