Вий Гоголь краткое содержание

Вий Гоголь краткое содержание повести

Повесть «Вий» была впервые опубликована Николаем Васильевичем Гоголем в составе сборника «Миргород» в 1835 году. Название мистического произведения, сюжет которого основывается на совершенно невероятных и необъяснимых логически событиях, было дано в соответствии с именем некоего демонического создания. В старинной восточнославянской мифологии Вий возглавлял племя гномов, и сам автор указывает в предисловии, что история фактически является народным преданием.

Вий

Трое приятелей, обучающихся в духовной семинарии в Киеве, принимают решение предпринять во время каникул путешествие по городам и селениям, чтобы заработать себе на хлеб, исполняя перед людьми религиозные песнопения. По пути юноши сбиваются с дороги и просят, чтобы им предоставили ночлег на одном из отдаленных хуторов. Пожилая хозяйка отправляет на ночь Хому Брута, одного из странствующих семинаристов, в хлев.

Но молодой человек не успевает даже погрузиться в сон, поскольку внезапно перед ним появляется владелица хутора. Старуха вскакивает верхом на парня и мчится по полям, однако Хома усиленно читает молитвы и чувствует, что чары ведьмы все же начинают ослабевать. В итоге семинарист сам усаживается верхом на колдунью и гонит вперед, колотя ее поленом. К утру она внезапно превращается в очаровательную юную панночку, упавшую на землю в состоянии полнейшего изнеможения.

Потрясенный случившимся Брут намеревается вернуться в общежитие при семинарии и оставаться там до окончания каникул. Но вскоре ректор отправляет Хому к некоему состоятельному сотнику, молодому человеку предстоит прочесть молитвы над умирающей дочерью этого мужчины. Брут чувствует, что поручение имеет определенное отношение к случившемуся с ним недавно удивительному приключению, он пытается отказаться от просьбы ректора, но парню все же приходится выполнить полученное им распоряжение.

Прислуга сотника запирает Хому в храме вместе с уже скончавшейся наследницей хозяина, ему предстоит провести в церкви всю ночь. Семинарист приступает к чтению молитв и при взгляде на покойную панночку понимает, что именно ее он видел на хуторе. Юноша возносит молитвы на протяжении трех ночей, и в течение первой из них умершая девушка выбирается из гроба и начинает искать Брута, однако Хома очерчивает вокруг себя мелом небольшой круг, и нечистой силе не удается до него добраться.

Следующей ночью ведьма летает в гробу по всему храму, стараясь прорваться через созданный юношей круг. С наступлением утра колдунья накладывает на семинариста заклятие, после чего она опять укладывается в гроб, а Брут выходит из церкви с полностью поседевшими волосами.

Третья ночь, проведенная Хомой в стенах храма, оказывается наиболее невыносимой и страшной для юноши. В церкви собирается огромное количество разнообразной нечисти, и все отвратительные чудовища стремятся отыскать семинариста. Для того, чтобы все же найти Брута, собратья приводят Вия, создание, обладающее железным лицом и веками, длина которых простирается до земли. Представители нечистой силы поднимают веки ужасному существу, чтобы Вий мог оглядеться по сторонам.

Парень чувствует, что он не должен смотреть в глаза чудовищу, однако Хома все же не удерживается от того, чтобы встретить взгляд пугающего создания. Вий немедленно указывает пальцем на Брута, и вся присутствующая в церкви нечисть бросается на семинариста. Хома расстается с жизнью перед последним криком петуха, означавшим наступление нового дня. Чудовища торопятся покинуть храм, но их задерживают окна и двери. Товарищи Брута, обсуждая гибель их друга, не сомневаются в том, что Хома мог бы спастись, если бы преодолел свой страх и не стал бы смотреть в глаза Вия.

Повесть основана на старинных легендах малороссийского народа, в которых имеется немало мистики. Однако автор подчеркивает, что для противостояния нечистой силе человек должен быть не только порядочным и действительно верующим, но и обладать отвагой, мужеством, внутренней стойкостью.

читайте также;
Преступление и наказание краткое содержание Эпилог
Тень Шварц краткое содержание